Природный материал в ювелирке. Ракушки
Кроме кости, из материалов животного происхождения употребляются только перламутровые раковины и панцирь черепахи. Особое внимание обратим на перламутр, он требует своеобразных способов обработки.
Есть несколько видов перламутра Дадим их описание, чтобы можно было выбрать тот сорт, какой нужен.
a) Белый перламутр встречается в больших (до 17,8 см) очень толстых раковинах; красотой не отличается, но удобен для окраски.
b) Самоцветный перламутр встречается в небольших тонких раковинах и ценится дороже. Именно этот вид наиболее подходит для инкрустации Он дает чудные радужные переливы самых чистых цветов.
c) Черный перламутр можно рассматривать как редкую разновидность самоцветного, которая ценится очень высоко и применяется в ювелирном деле
Современные покупатели требуют главным образом неестественного цвета поэтому мы должны указать на способы окраски перламутра
Отделка перламутра. Раковины всех сортов перламутра снаружи всегда бывают корявые, а изнутри гладкие; первое не должно вас смущать. Их распиливают мелкозубыми пилами, какие употребляются для резания металла, а затем обрабатывают подпилками, сначала средними, а потом личными. Так вырезаются мозаичные шашки. Их шлифуют наждачными подпилками, потом трепелом с водой. Полировка и лоск придаются перламутру натиранием разбавленной серной кислотои при помощи полотняной тряпочки или, что еще лучше, старой перчаточной замши.
Клей для перламутра Для приклеивания перламутра к дереву употребляется особый состав клея, который можно приготовить самостоятельно:
a) 2 весовые части рыбьего клея в течение суток размачивают в 16 весовых частях воды и полученный раствор наполовину выпаривают на легком огне; после этого добавляют 8 весовых частей крепкого этилового спирта и процеживают сквозь полотняную тряпку. Не дожидаясь, пока эта смесь остынет, подливают в нее одну весовую часть мастики в 6 весовых частях спирта, а также подсыпают 0,5 весовой части мелко истолченного нашатыря. Затем тщательно перемешивают до получения однородной массы. Предназначенные к наклеиванию куски перламутра разогревают, смазывают тончайшим слоем клея, просушивают, после чего вторично смазывают клеем и наклеивают на место. При этом требуется значительный нажим Этим же клеем можно соединять куски перламутра между собой.
b) 4 весовые части хорошо обожженного кристаллического алебастра перемешивают с 1 весовой частью гуммиарабика. Перед употреблением смесь разбавляют небольшим количеством воды и полученной массой заполняют ячейки в мозаике, затем накладывают перламутровые шашки и крепко зажимают струбцинками. Просушивают в течение суток в теплом месте
Разумеется, склеиваемые поверхности должны быть очищены от жира, который может появиться при захватах пальцами. Промывка перламутровых шашек уксусом или слабой соляной кислотой очень полезна.
а) Черный натуральный перламутр имеет густо-се - рыи цвет, на котором наблюдается чудная игра красок. Не удивительно поэтому, что старались подобрать такие краски, чтобы ими можно было подделать дешевый белый перламутр под более ценную породу Опыты до известной степени удались. Поступают так:
В соляной кислоте растворяют серебро и подливают раствор поваренной соли, пока не перестанет выпадать осадок; затем светлую жидкость сливают и взамен наливают дистиллированную воду до тех пор, пока она окрасится в синий цвет. После этого хлористое серебро прополаскивают на бумажном фильтре, где после отделения воды оно остается в виде белого порошка; этот порошок пересыпают без предварительного просушивания в широкогорлую склянку, куда подливают нашатырный спирт Рекомендуем добавить такое количество нашатырного спирта, чтобы небольшое количество хлористого серебра осталось нерастворенным; так можно получить насыщенный раствор. Хорошо закупоренная склянка должна храниться в темном месте. Если ее оставить открытой хотя бы на короткий срок, то нашатырный спирт испарится и хлористое серебро выпадет в осадок. Изготовленные из белого перламутра мозаичные шашки кладут в эту склянку, встряхивают ее, чтобы перламутровые шашки передвигались, а не покрывали друг друга в одном положении. Для такой окраски потребуется от 1 до 5 суток После этого шашки можно вынуть из раствора, уложить рядышком на фильтровальную бумагу и выставить на солнечный свет; чем дольше они пролежат на свету, тем лучше. От такой обработки на второй или третий день появляется серовато-черная окраска, которая не нарушает игру радужных красок, а даже усиливает ее.
Без прямого воздействия солнечных лучей окрашивание проходит столь же хорошо, но процесс идет очень медленно. При этом способе окраски полировка перламутра совершенно не страдает или же пострадает в такой ничтожном степени, что при натирании шерстяной тряпочкой восстановится в прежней силе. Окрашивается перламутр очень глубоко, почти насквозь, если шашки будут не толще 8 мм и пролежат в растворе краски около 3 суток. Это очень важно, так как дает возможность производить шлифовку мозаики без малейшего риска.
Густота окраски зависит от продолжительности вымачивания в красящем растворе.
Ь) Очень хорошая черная окраска придается перламутру при помощи сернистого серебра следующим образом-, в нашатырном спирте растворяют азотнокислое серебро (ляпис). Полученный раствор разбавляют дождевой водой и кладут в него на несколько дней перламутровые шашки. Затем их вынимают и укладывают в другой неплотно закрывающийся сосуд, куда пускают струю сероводорода, который получают, насыпав в стеклянную реторту сернистое железо и залив его немного разбавленной соляной кислотой. При этом азотнокислое серебро, проникнув в мельчайшие поры перламутра, превратится в сернистое серебро и даст черную окраску. Спустя часов двенадцать перламутровые шашки вынимают и просушивают на воздухе
Коричневый и зеленоватый цвета можно получить при помощи 1 весовой части ляписа, растворенной в 50 весовых частях дистиллированной воды. Раствор хранят в темном, недоступном для дневного света месте и при работе пользуются фотографическими лампами с красными или желтыми стеклами. Готовые, но еще не шлифованные мозаичные шашки опускают в раствор на сутки или даже больше, после чего осторожно вынимают, излишку раствора дают стечь и выставляют на солнце Под действием солнечного света состав разлагается, выделяет металлическое серебро в виде мельчайших частиц, которые и окрашивают перламутр. Так же поступают и с другими растворами, содержащими серебряные соли.
Некоторые разновидности перламутра окрашиваются этим раствором в коричневый цвет, а другие в зеленоватый, но в любом случае блеск и игра цветов приобретают гораздо большую силу.
а) в 100 весовых частях дистиллированной воды растворяют 3 весовые части ляписа и к полученному раствору добавляют нашатырный спирт, тотчас же образуется коричневый осадок. Нашатырный спирт доливают при непрерывном помешивании жидкости до тех пор, пока осадок растворится. Полученный раствор употребляют, как описано выше.
б) Раствор азотнокислого серебра нагревают почти до кипения и добавляют к нему соляную кислоту, разведенную равным объемом воды. При этом образуется белый осадок хлористого серебра, который при взбалтывании и помешивании жидкости через некоторое время сбивается в хлопья и оседает на дно. Когда жидкость отстоится, к ней добавляют егце каплю кислоты, и если опять будет получаться муть и осадок, это означает, что в первый раз кислоты было налито мало и ее нужно добавить, чтобы выделение осадка прекратилось. После этого, помешав жидкость и дав ей отстояться, осторожно сливают ее с осадка, который затем промывают и, сильно взбалтывая с дождевой водой, дают осесть Отстоявшуюся воду сливают, заменяют ее свежей и повторяют это раза два или три. Промытый осадок растворяют в нашатырном спирте (спирт надо подливать понемногу, чтобы его не оказалось больше, чем нужно для полного растворения осадка) и полученный раствор употребляют для окраски. До употребления раствор надо хранить в плотно закупоренной склянке.
Серый цвет с фиолетовым отливом. Серебряный раствор для этой краски готовится, как и предыдущий (Ь), но только вместо соляной кислоты употребляют водный раствор бромистого калия или бромистого натрия. Берут немного азотнокислого серебра, так как образующееся при этом бромистое серебро трудно растворяется в нашатырном спирте. Если серебряной соли взято лшого, то получится слишком много бромистого серебра и, следовательно, для его растворения потребуется большее количество нашатырного спирта Полученный красильный раствор содержит очень маю серебра и дает только светлые тона окраски. Для усиления густоты цвета окраску надо повторить дважды или трижды.
Коричневый цвет. Нарезанные и отшлифованные мозаичные шашки кладут на сутки в 10%-ый раствор йодистого калия, затем вынимают, сушат па воздухе, и, протерев сухой шерстяной тряпочкой, чтобы удалить с поверхности излишек йодистого калия, погружают на день в 12%-ый раствор азотнокислого серебра По истечении 12 часов шашки вынимают из раствора и выставляют на солнечный свет. Получается очень красивая коричневая окраска
Несмотря на простоту работы, при окраске требуется значительный навык, чтобы взять именно то количество ляписа, какое требуется, не больше и не меньше; как избыток, так и недостаток ляписа вызовет нежелательную окраску.
Синий цвет. Чтобы перламутр окрасить в синий цвет, его вначале вымачивают в слабом щелоке. Для этого готовят раствор из 1 весовой части поташа в 10 весовых частях дождевой воды при нагреве до 60 С. В полученный раствор бросают нарезанные перламутровые шашки и оставляют в нем приблизительно на 1 час, причем все время поддерживается указанная выше температура После этого перламутр вынимают, промывают большим количеством воды и сушат. Для окрашивания берут 1,5 весовые части анилиновой синей, растворенной в 130 весовых частях спирта, или 2 весовые части индигокармина в 40 весовых частях дождевой воды. Можно также смешать 2,5 весовые части мелко измельченного индиго с 20 весовыми частями очищенной серной кислоты; раствор держат около 12 часов при температуре 25° С, разводят удесятеренным по весу количеством дождевой воды. Полученную краску процеживают через сукно. Перламутр жадно впитывает эти растворы (особенно спиртовой) и прокрашивается. Слишком густой раствор делать не следует, так как тогда окраска получится очень темной; надо окрашивать преимущественно слабыми растворами. Когда перламутр вынут из раствора, его моют в чистой воде и высушивают в древесных опилках.
Перламутр – от немецкого perlamutter (“мама”, “прародительница”) – впечатляющий результат жизнедеятельности морских организмов в глубинах подводных миров. Натуральный перламутр – это внутренний толстый известковый слой раковин некоторых видов морских моллюсков. По шкале Мооса камень перламутр достигает показателей до 4,5 твердости, плотность – 2,7 г/см³. Человечеству он известен уже более 40 тысяч лет.
Перламутр – впечатляющий результат жизнедеятельности морских организмов в глубинах подводных миров
Самородок природного бело-розового оттенка с изящными светящимися, словно двухцветное северное сияние, переливами еще с древних времен имел невероятный успех у людей за свою доступность и красоту одновременно. Поэтому и название белого перламутра – прародителя жемчуга – на традиционных языках мира звучит практически идентично немецкой транскрипции: mother of pearl (“жемчужная мама” или “мать жемчужины”) по-английски, mereperle и более позднее la narch (“раковина”) по-французски, madreperla по-итальянски.
Мир перламутра состоит из накопления белого вещества, в основном это углекислая белая известь (арагонит), внутри морских раковин. Живущий в раковине моллюск всем своим тельцем способен выделять и наслаивать такой органический известняк внутри различными слоями, состоящими из мелких пластинок, соединяя их с неорганическими веществами. Именно от того, в каких водах проживала и чем питалась в это время раковина, а также от толщины и строения слоев будет зависеть в дальнейшем степень и интенсивность цвета переливов белого перламутра. Чем тоньше слой арагонита, тем ярче перламутровый цвет.
Натуральный перламутр – это внутренний толстый известковый слой раковин некоторых видов морских моллюсков
Цвет переливов минерала – это своеобразная радужная игра оттенков одного слоя раковины , своеобразный мир перламутра. И это, в свою очередь, уже способно создавать вещество различных цветов: от зеленого до серого, от нежного розового до бежево-золотистого и бело-голубого. Именно зеленый перламутр, имеющий второе название “галиотис”, имеет природную возможность распределять внутри раковины переливы на разные оттенки.
Встречается в природе и чисто-желтый самоцвет. Кроме того, это природное морское создание можно встретить фиолетово-синеватых оттенков и даже черного цвета.
Свойства камня перламутр (видео)
Историческая составляющая камня
Мир перламутра захватывал внимание еще с древних времен, стоило лишь только взглянуть на аккуратную горошину, излучающую ровное и чистое сияние. Розовый перламутр считается одним из лучших по ровности оттенка, а значит, и по изысканности своего свечения. Такие камни взращивают внутри моллюски из тропических морей, где тепло течений словно само велит природе не отказываться от таких изысков.
Белый перламутровый камень со времен Древнего Рима и Древнего Египта ценился на одном уровне с жемчугом. Его чаще всего зарождают раковины в морях бассейнов Тихого и Индийского океана, Филиппин и у побережья Японских островов. Именно от древних цивилизаций и тянется шлейф магического свойства камня перламутр: самородок ценили за олицетворение власти и мудрости. Согласно бытующей легенде, знаменитый древнеримский император Нейрон свою гробницу от пола до потолка облицевал перламутровыми пластинами.
При раскопках древнеегипетских цивилизаций находили большое количество хорошо сохраненных цельных ювелирных изделий: браслетов, гребней, ожерелий и серег. С тех времен считается, что магия перламутровых камней не только в их физических свойствах долголетнего хранения в природе, но и в сохранении молодости и красоты обладателя изделий из самоцвета. Черный перламутр выступает живым примером такой магической силы и таинства, тем более он считается одним из редких и зарождается в раковинах пресных рек.
Галерея: камень перламутр (50 фото)
то для народов северных стран, куда готовый самородок начали ввозить с Востока, он стал олицетворением редкостного знамения, окруженного таинством заморского происхождения, несущего в себе благополучие в различных сферах.
Приобретенная со временем дороговизна камня в Европе и северных странах дала возможность создавать даже посуду, особенно кубки, для знатных дворов. Испить из перламутрового кубка, облаченного в серебряную оправу, – значит исцелиться от недуга и продлить свою жизнь. Поэтому уже тогда магические свойства морского самородка трансформировались в зодиакальные значения, и мир перламутра заманил своих поклонников в астрологию.
Именно по гороскопу камень подходит Рыбам и Водолеям. Серый перламутр наделяет знак зодиака Рыбы решительностью, минимизирует подавленность, укрепляет дух и придает уверенности более ранимым представителям.
Перламутр и знак зодиака Водолей и вовсе существуют в идеальном тандеме. Для эксцентричных и порой своеобразных натур морской камень выступает путеводителем в любом начинании, будь то творческая или материальная составляющая.
Ношение изделия из перламутра дарит Водолеям душевное равновесие, помогает достичь целей в поиске своего определяющего по жизни пути. А у китайцев и индийцев магические свойства перламутра и вовсе сводятся к бессмертию его хозяина и удаче при заключении пари.
Как ухаживать за минералом
В работе профессиональных мастеров обработка перламутра несложна и имеет сходство с таковой для слоновых костей. Камень легок, поэтому распиливание его удобно производить ювелирной пилкой или обычным лобзиком.
При обработке перламутровых пластин следует пользоваться вентилятором, поскольку материал крошится на мелкую пыль, вредную для здоровья, и при разрезе и шлифовке выделяет слишком неприятный запах.
Современные ювелиры Востока научились разбавлять природный цвет камня за счет химического вытравливания и искусственного вымывания цвета. Добавление в его природный состав марганцовки, нашатыря и даже желатина приведет к изменению цвета, так появляется на свет красный перламутр.
При эксплуатации готовых перламутровых изделий их следует периодически полировать, что позволит сохранить естественный блеск камня. Особенно это касается цветных камней, которым необходим более щепетильный уход. Помимо прочего, желтый перламутр не любит соприкосновения с чрезмерным теплом. Поскольку в составе камня находится вода, ее периодическое испарение чревато возникновением трещин и тусклых пятен на поверхности минерала.
Самые дорогие камни в мире (видео)
Мир перламутра действительно хрупок и изящен, и, открыв его для себя, простой обыватель захочет жить внутри этого мира, наслаждаясь магией цвета и таинством исходящего от минерала тепла и красоты.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
В декоративно-прикладном искусстве русских ремесленников перламутр применялся достаточно широко. Это ювелирное дело, украшение интерьеров, оружия, шкатулок и утвари. Из него изготавливали пуговицы, пряжки, гребни, различные вставки.
, CC BY-SA 3.0Применяли перламутр и в лечении больных, нередко наделяя его магическими свойствами. Из перламутрового слоя раковины изготавливали порошок, который применяли для изготовления кремов, мазей, настоек. Все эти снадобья должны были вернуть молодость, придать сил и здоровья.
Особым образом химически обработанный перламутр применяется в косметике и сейчас.
Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0
Инкрустация перламутром
С древности перламутр используется для инкрустации различных предметов обихода и изготовления украшений. Перламутр издавна использовался для изготовления резных изделий и резки камней.
Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0
Русские мастера применяют его для украшения способом . В перламутровые пластины применяют при росписи шкатулок. Лаковая миниатюрная живопись как бы оживает, светится изнутри, когда она производится по перламутровому фону.
Так же используется перламутровая мозаика, когда нарезают кусочки раковины, а затем выкладывают рисунок. Это может быть отделка мебели, шкатулки, стен иди декор на оружии и элементах одежды.
Перламутр хорошо сочетается как с серебром и органическими камнями, так и с поделочными.
Из этого красивого материала делают клавиши музыкальных инструментов и многое другое.
Описание
Перламутр состоит из шестиугольных пластинок арагонита (кристаллов карбоната кальция CaCO 3) размерами 10-20 микрон в ширину и полмикрона в толщину, расположенных параллельными слоями. Эти слои разделены листами органической матрицы, состоящей из эластичных биополимеров - таких как хитин, люстрин и шёлкоподобные белки.
Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0
Свет, проходящий по оси одного из кристаллов, отражается и преломляется другими кристаллами, создавая эффект радуги. Это можно также объяснить тем, что толщина кристаллов арагонита сравнима с длиной волны видимого света и поэтому свет различных длин волн испытывает многочисленную и разнообразную интерференцию, выливаясь в различную окраску в зависимости от угла взгляда.
Добыча
Главными местами добычи перламутровых раковин являются Персидский залив, Красное море, Цейлон, Япония, Борнео и Филиппины, некоторые тропические острова Тихого океана. Часто эти раковины являются побочным продуктом производства культивированного жемчуга.
неизвестен , CC BY-SA 3.0
В России в основном велась на Севере. Сейчас этот промысел практически сведён к нулю из-за нарушения способов добычи. Речным моллюскам жемчужниц не оставили чистых проточных вод, где они могли бы размножаться.
Сейчас вся надежда на возрождение промысла в России только на «жемчужные фермы», где искусственно создаются условия для размножения и роста жемчужных моллюсков.
Фотогалерея
Полезная информация
Перламу́тр - от нем. Perlmutter - «мать жемчуга»
Перламутр
Внутренний слой раковин пресноводных и морских моллюсков, является органико-неорганическим композитом натурального происхождения. Жемчуг и перламутр имеют почти одинаковый состав.
В Массачуссетском институте давно заинтересовались уникальными свойствами этого природного вещества.
Оказывается, на основе перламутра можно создать сверхпрочную одежду, не пропускающую пули и при этом, её можно «научить» обнаруживать опасности и так далее.
Не удивительно, что подобными открытиями сразу заинтересовались военные.
Вещество, из которого состоит перламутр является самым прочным на Земле.
На основе знаний об особенностях перламутра, можно создавать искусственную костную ткань, сверхпрочные детали и так далее.
Уклейка и восточная эссенция
Есть такая рыбка - уклейка или её ещё в народе называют силявка. Она не считается особо ценной, нередко эту мелкую рыбку используют для наживки.
Но оказывается, именно её чешуя стала основой для создания искусственного перламутра. Мелкие чешуйки на спинке соскабливают и настаивают, пока с них не осыпется серебристый налёт.
Такой способ придумали - по одним сведениям во Франции, в XVII веке, по другим - в Китае и назвали «восточная (или жемчуговая) эссенция». Тяжёлая блестящая взвесь из окраса чешуек и воды смешивается с желатином и её вполне можно использовать для подделки перламутра.
Перламутр
С точки зрения химии, это самый что ни на есть жемчуг, только плоский. И, разумеется, сравнительно дешевый. Поэтому издавна он стал популярным материалом для украшения разных изящных предметов, от шкатулок до кресел. Мне довелось видеть огромный сундук, сплошь покрытый хитрой инкрустацией из разноцветного морского перламутра.
Часто попадаются китайские и вьетнамские настенные панно – черные лаковые квадраты или восьмиугольники с классическими жанровыми сценками из старинной жизни, решенные не плоским рисунком, но моделированием формы толстого перламутра тщательно вырезанным барельефом, штриховкой тонкими линиями и заполнением их соответствующим красителем. Несмотря на сравнительно малый возраст, их состояние порой плачевно.
Как бы там ни было, вне зависимости от сложности изделия, беда для подобных вещей одна – выпадение и утрата фрагментов. Так как мелкие и крупные пластинки, из которых составлена композиция, попросту вклеены в основу, любой из неблагоприятных факторов оказывается роковым: рассыхание, сырость или чередование этих бед приводят к печальному итогу. Сложность реставрации состоит в необходимости подбирать материал не просто нужного размера и толщины, но и цвета, а оттенков у настоящего перламутра много, буквально весь видимый спектр плюс целая гамма отливов, переливов и прочего.
Помимо морского применяется также речной перламутр из больших, в ладонь взрослого человека, створок пресноводной раковины-беззубки. Он не столь хорош – мала толщина (не более 1,5 мм), а цвет просто белый, жемчужный.
Обрабатывать перламутр довольно сложно. Он тверд и хрупок, «зализывает» и портит напильники, быстро тупит вообще любые режущие кромки, а при обтачивании абразивным электроинструментом отчаянно смердит стоматологическим кабинетом, поскольку имеет одинаковую природу с зубами. Железистые клетки мантии моллюска на протяжении всей его жизни выделяют кристаллы арагонита в виде микроскопических чешуек, так называемые перламутровые листочки. Склеиваясь конхином, они образуют пластины, наслаивающиеся друг на друга. Яркая игра зеленых и красных тонов обусловлена пластинками толщиной порядка 0,004-0,006 мм, а более толстые дают бедный, почти белый цвет, характерный для речных и озерных раковин.
Существует порочная практика подкрашивания перламутра растворами нитрата серебра, йода, пикриновой кислотой, марганцовкой и т. д., но со временем такой материал разрушается, хотя в естественном состоянии способен без катастрофических изменений сохраняться тысячелетиями, что подтверждают археологические находки.
В качестве примера рядовой, примитивной реставрации предмета, инкрустированного белым перламутром, можно привести восстановление декора балалайки (рис. 162). Нехитрая работа свелась к выпиливанию тонких плоских фрагментов и вклеиванию их в соответствующие углубления на верхней деке увечного инструмента, после чего вся поверхность была отшлифована и покрыта лаком.
Помимо инкрустаций большей или меньшей сложности встречаются также изделия из цельных раковин жемчужницы, кораблика и других. Это могут быть плоды ручного труда (обычно с Востока) или продукты фабричной выделки из Европы, где такое производство существует с XIX века. Чаще всего раковины при этом полируются с обеих сторон, приобретая неописуемый шарм. Однако, будучи разбитой, подобная редкость физически не может быть восстановлена в прежнем виде – причудливые стыки избороздят безупречный глянец.