Какая древесина подходит для резьбы по дереву. Выбор древесины для резьбы
Резьба по дереву - достаточно сложный вид декоративно-прикладного искусства. Для освоения дела мастерам требуется постоянная практика, хороший инструментарий, а также творческий подход. Однако конечный результат работы резчика зависит не только от этих факторов. Важную роль также играет качество материала, используемого для обработки. Какое дерево используют для резьбы по дереву мастера, как его подготовить? Ответы на эти и другие вопросы представлены ниже.
Важность качества материала
Далеко не каждая древесина подходит для резного искусства. Поскольку материалы обладают разными свойствами: влажностью, прочностью, мягкостью, гибкостью и т. д. Поэтому от выбора конкретного варианта зависят:
- простота и быстрота обработки заготовок;
- визуальная привлекательность изделия;
- возможность выполнения мелких и сложных орнаментов;
- долговечность изделия (статуэтки, мебели и т. д.).
Какое дерево выбрать при всём многообразии пород? Подбор конкретного материала во многом определяется техникой, в которой работает мастер.
Популярные породы
Ручная резьба может осуществляться на заготовках различной древесины. Однако существует несколько наиболее популярных пород, которым отдаются предпочтения. В их числе:
- Липа. Заготовки из этой породы хорошо поддаются обработке резцами и стамесками. Сама древесина имеет тонковолокнистую структуру, благодаря чему мастера могут выполнять сложные и деликатные орнаменты. Ровный белый цвет липы - ещё одна причина, по которой резчики выбирают именно эту породу.
- Ольха. Какая древесина для резьбы по дереву используется, если мастеру необходим уникальный оттенок породы? Прежде всего, конечно же, ольха. Такая древесина меняет цвет: изначально заготовка белая, однако со временем обретает красноватый оттенок, а потом - светло-розовый.
- Берёза. Отличается лёгкостью обработки, поэтому её часто используют при рельефной и геометрической резьбе. Из-за невысоких показателей прочности берёзовые заготовки применяют при изготовлении картин, панно и прочих декоративных изделий.
- Дуб. Какое дерево нужно для резьбы, если мастер желает изготовить статуэтку или декоративную мебель? Дуб станет лучшим выбором. Для него характерна высокая прочность, долговечность, устойчивость к повреждениям. Именно поэтому из дуба изготавливают скамейки, стулья, кухонную утварь и т. д.
Какие деревья годятся для резьбы, помимо названных пород? Прежде всего, это клён. Его древесина по цвету схожа с берёзой, однако отличается привлекательной текстурой и твёрдостью. Клён сложнее обрабатывать резцами (маленькими стамескам, церазиками, клюкарзами и т. д.), поэтому на заготовках создают крупный орнамент и сравнительно простые узоры. Также в резном искусстве широко используют сосну, кедр, тис и пихту. Их необходимо лучше подготавливать перед работой, так как в породах содержится много смол.
Критерии качества
Как выбрать дерево для резьбы при условии, что материалы различаются по свойствам? При заготовке важно учитывать:
- Влажность. Этот показатель напрямую влияет на долговечность готового изделия. Избыточная влажность древесины грозит деформацией, растрескиванием, потерей привлекательного внешнего вида. Поэтому свежесрубленный материал не подходит для обработки. Если возникает необходимость создания рельефа и орнамента, мастера выбирают сухие заготовки с влажностью около 8%.
- Состояние. Какую древесину использовать категорически не рекомендуется? Ту, которая имеет сучки, наросты и иные дефекты. Такой материал тяжёл в обработке из-за перекрученных волокон. Они мешают мастеру передвигать инструмент в нужном направлении. Кроме того, на месте сучков быстрее образуются сколы и трещины, что приводит к поломке изделий.
- Вес. Чем тяжелее материал, тем выше его прочность. Поэтому мастера стараются не использовать древесину с большим весом при изготовлении панно, картин и прочих изделий, которым требуется деликатная обработка. Тяжесть также может указывать на высокую влажность.
Это основная информация о том, какое дерево лучше выбрать для дальнейшей резьбы. При подборе конкретной заготовки мастерам также рекомендуется всегда учитывать технику, в которой они собираются работать.
Особенности подготовки
Выбор древесины - это начальный этап. После того как мастер определился с породой, ему потребуется подготовить материал. Эта мера необходима для того, чтобы предупредить раннюю порчу изделия и деформацию. Как подготовить дерево для резьбы, какие методы существуют?
Основным способом считается сушка. Эта процедура помогает удалить лишнюю влагу, которая накапливается в дереве. Оптимально, если материал высушивают на свежем воздухе. При этом важно снизить влажность до уровня 15-20%. Сама процедура сушки может занять много времени - несколько месяцев, если заготовки имеют большие габариты.
Как только влажность достигает нужных показателей, древесину заносят в помещение (подальше от отопительных приборов). Это необходимо для того, чтобы дополнительно просушить волокна материала. Желательно, чтобы показатель влажности в заготовке не превышал 8-10%.
Как подготовить древесину для резьбы с помощью альтернативных способов? Мастера могут применить метод вываривания. Такой способ подходит для подготовки заготовок небольшого размера. Для этого их помещают в кипяток, вываривая на маленьком огне в течение нескольких часов. Подобная процедура помогает быстро и эффективно устранить внутриклеточную влагу в волокнах материала. После такой термообработки заготовки необходимо просушить в течение недели (в среднем).
Если вам неизвестно, какое дерево подходит по резьбе стамесками, как правильно подготовить материал, но при этом желаете стать владельцем оригинальных изделий, мастера компании «Русский Бондарь» помогут. Наши специалисты - эксперты по изготовлению уникальной резной мебели, сувениров, статуэток, которые смогут заказать ценители эксклюзива.
Резьба по дереву - это особый вид художественной обработки древесины, позволяющий превратить ничем не примечательную заготовку в великолепную картину или тончайшее деревянное кружево.
Этот народный промысел появился на Руси очень давно. Наши предки чтили деревья и использовали древесину не только как строительный материал и дрова для обогрева помещений, но и в качестве сырья для изготовления домашней утвари, создания украшений для внутреннего убранства домов, их отделки снаружи.
До появления на Руси христианства дома украшали деревянной резьбой с языческими сюжетами. Часто можно было встретить символ солнца, а также изображения животных и птиц. Позже сюжеты стали разнообразнее, а накопленный опыт позволил создавать более сложные и богатые резные украшения.
Сегодня условно выделяется целых пять типов резьбы по дереву:
- сквозную резьбу, к которой относят работы, выполненные пропильным и прорезным способами, в том числе ажурную резьбу, имеющую рельефный орнамент;
- глухую резьбу, включающую все разновидности плосковыемчатой и рельефной резьбы;
- скульптурную резьбу;
- домовую резьбу, которая является сочетанием всех перечисленных выше видов резьбы;
- и даже резьбу бензопилой, чаще всего скульптурную, которая выполняется исключительно этим современным инструментом.
Каким бы видом резьбы по дереву не занимался мастер, первоначально он всегда тщательно выбирает и подготавливает древесину для работы. Только грамотно проделанные предварительные этапы - заготовка и сушка дерева - позволяют получить желаемые результаты и избавляют от проблем при работе.
Породы дерева, подходящие для резьбы
Опытные мастера знают, что для резных украшений, которые будут находиться на открытом воздухе, наилучшим образом подходит древесина хвойных пород.
Дело в том, что в ней содержится смола, естественным образом защищающая изделие от гниения. Именно поэтому для карнизов, оконных, дверных наличников и экстерьерных скульптур используют древесину ели, сосны, пихты, лиственницы, псевдотсуги, тисового дерева и кедра.
Конечно, несмотря на природную защиту, резные украшения из этих пород тоже нужно пропитывать олифой или красить, это многократно продлит срок их службы.
Для украшения домашней утвари, создания мебели, рам, картин, сувениров и поделок лучше использовать древесину лиственных пород, имеющих мелковолокнистую структуру. Идеальными вариантами являются липа, береза, дуб и фруктовые сорта. Единственным условием, делающим древесину этих деревьев непригодной для использования, является наличие большого количества сучков. Такой материал не годится для резьбы.
Подготовка древесины
Началом подготовительного этапа является срубка дерева, но нужно сразу настроиться на то, что должно пройти еще много времени пока из сваленного дерева получится задуманное украшение. Самый долговременный процесс этапа подготовки материала - сушка дерева. От качества проведения сушки зависит конечный результат всей работы: чем тщательнее она проведена, тем легче мастеру будет работать с заготовкой и тем красивее и долговечнее выйдет изделие.
Заготавливать древесину лучше всего в конце осени или зимой, в этот период в дереве наименьшее количество влаги, значит, материал высохнет быстрее. В старину отношение к дереву было особенно трепетное и бережное, поэтому к подготовке материала всегда подходили тщательно и без спешки. Предпочтение чаще всего отдавали естественной сушке, технология проведения которой не изменилась по сей день.
Для естественной сушки бревна укладывают в штабеля и накрывают навесом. В таком положении они остаются как минимум год. Материал, предназначенный специально для резьбы, распиливают на чурки до 1,5 метров и складывают в сухом помещении, где нет сквозняков. Чаще всего для таких нужд используют хорошо вентилируемое подсобное помещение. В нем заготовки хранятся год-полтора, за это время они, как правило, успевают просохнуть до требуемой влажности 8-10%.
Ничего не мешает современным мастерам сушить древесину естественным методом, кроме нетерпения и желания быстрее приступить к работе. Такие стремления способствовали разработке ускоренных методов сушки, таких как:
- вываривание заготовок;
- интенсивная сухая сушка.
Что лучше вываривать или сушить древесину?
Народные умельцы перед сушкой вываривают заготовку в кипятке на протяжении нескольких часов. При этом происходит растворение и удаление внутриклеточной влаги, после чего древесина сохнет быстрее. Практическими экспериментами было доказано, что вываривание в соленой воде или последующая натирка заготовки солью крупного помола еще сильнее ускоряет последующую сушку. В зависимости от вида древесины, заготовка может высохнуть за время от нескольких дней до двух недель.
Метод вываривания хорош также тем, что позволяет экспериментировать с цветом древесины. Например, добавление в воду коры ольхи позволяет придать заготовке кофейно-коричневый цвет.
Метод неплох, но имеет существенный недостаток - он не подходит для больших объемов материала. Если мастер хочет украсить весь дом, выварить древесину для такой масштабной работы будет непросто.
Небольшие заготовки можно сушить и на простой батарее центрального отопления, а летом - на солнце, предварительно завернув их в газетную бумагу и полиэтилен. Менять бумагу нужно раз в несколько дней до тех пор, пока она не престанет впитывать влагу, а на полиэтилене не будет образовывать конденсат.
Но если речь идет о большом количестве заготовок, для их сушки лучше всего применять современные инфракрасные кассеты. Они просты в применении, не требуют постоянного контроля мастера и экономичны в плане потребления электрической энергии.
Использовать инфракрасные сушилки можно и в помещении, и на улице. А по срокам сушки они лидируют среди всех вышеперечисленных методов.
Материал
Для резьбы по дереву применяют разные породы древесины. Выбор той либо другой породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.
Из лиственных пород деревьев зачастую для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, немного подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не применяют для изготовления мебели, следственно ее использование ограничено мелкими бытовыми изделиями.
Древесина ольхи также легко режется, немного коробится, отменно воспринимает отделку и имитируется под другие породы, скажем под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.
Красивый материал для резьбы - древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется сложнее, но качество резьбы отменнее. Древесина березы отменно окрашивается и отделывается. Ее недочеты - способность легко поглощать и отдавать влагу, а также наклонность к короблению и растрескиванию, что не дозволяет использовать ее в огромных изделиях. Из березы дозволено делать убыточные резные украшения и детали мебели и других изделий.
Для резьбы на мелких изделиях - посуде, сувенирах - применяют древесину тополя и осины.
Дуб издавна использовали для огромных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу трудна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и наклонности скалываться, но дюже колоритна и декоративна.
Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает поменьше сколов, потому что она больше однородна. Бук отменно окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Используют бук в основном для мелких резных работ.
Древесина ореха - отличнейший материал для резных работ. Она восхитительно режется во всех направлениях, редко скалывается и дозволяет исполнять самую точную резьбу. Древесина ореха классно отделывается и исключительно полируется. Ее применяют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для убыточной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий мелких форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.
Для мелких изделий, украшаемых резьбой, применяют и больше редчайшие породы древесины: яблоню, черешню и т.д.
Из хвойных пород для резьбы используют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба огромная, следственно неровность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.
Ель режется легче сосны, но у нее огромнее сучков и она дюже твердая, следственно она реже используется для резьбы.
Для резьбы нужно использовать высококачественную древесину,
Выбор породы дерева для резьбы зависит от вида и формы планируемого изделия. Древесина должна иметь однородное строение и ярко выраженную структуру. Для резных работ широко используют лиственные породы деревьев: осину, грушу, клён, дуб, липу, иву, рябину, берёзу, каштан, грецкий орех и т. д. Не все хвойные породы подходят для резьбы.
Выбирая материал нужно обращать внимание на:
- годичные кольца — их параллельность говорит о том, что дерево имеет прямолинейную внутреннюю структуру;
- широкие слои древесины указывают на рыхлость и непрочность заготовки;
Для работы не подходят одиночно растущие деревья, так как они больше всего подвержены ветровым нагрузкам, вследствие чего волокна скручиваются и имеют различную плотность. При процессе сушки такая древесина трескается и сильно коробится.
При выборе заготовки учитывается влажность древесины. Не подходит для резьбы свежеспиленная древесина, которая коробится в процессе высыхания. А пересушенное дерево впитывает атмосферную влагу, вызывая набухание и растрескивание. Недосушка или пересушка сильно проявляется на плотных и твёрдых породах, в меньшей степени на мягких.
При обозначении степени влажности дерева используют следующие термины:
- мокрая (замоченная в воде)
- свежесрубленная (хвойные породы имеют больше 82% влаги, мягколиственные — 60-90%, твердолиственные — 35-75%)
- сухая (хранившаяся на открытом пространстве, влажность 15-20%)
- комнатная (хранившаяся в помещении, влажность 8-12%)
- абсолютно сухая — влажность приближается к 0%.
Для сушки используют два способа: открытый и камерный. При открытой сушке древесина находится на улице под навесом или в сарае, такой метод требует большого количества времени. При камерном способе древесина сушится в специальных камерах различного объёма с особым температурным режимом. Такой способ сушит древесину быстрее, но он менее доступный и более затратный.
При выборе древесины нужно учитывать и место эксплуатации. Если изделие будет находиться на улице — то сушиться оно должно в уличных условиях. Материал для комнатных изделий должен сушиться в комнатных условиях.
Опытный мастер может определить по внешнему виду степень готовности и качество материала. Отсутствие лучевых и продольных трещин говорит о хорошем качестве и правильной сушке древесины. Трещины говорят о наличии пустот, скрытых сучков и некачественной сушке.
В резных изделиях не рекомендуется совмещать разные породы и участки дерева. Твёрдая, ядровая древесина ссыхается в меньшей степени, чем заболонь, а у доски с центра — коробление почти отсутствует. Выбирая древесину необходимо избегать таких дефектов, как наклон волокон, сучков, трещин, гнили и червоточин.
Достоинства и недостатки конкретных пород дерева.
Липа , как представитель мягкой лиственной породы, лучше всего подходит для начинающего мастера. Липа обладает однородным, мягким и вязким строением, которое позволяет легко резать вдоль и поперёк волокон. Липа мало подвержена растрескиванию и короблению, однако, имеет низкую твёрдость, что ограничивает область применения. Из липы изготавливают небольшие изделия: посуду, шкатулки, резные игрушки, настенные украшения, полки и т. д.
Берёза имеет твёрдую, упругую и белую древесину однородной плотности. По сравнению с липой, берёза хуже поддаётся обработке и поддаётся короблению. Из этой породы изготавливают небольшие изделия, детали мебели, декоративные накладки и элементы.
Красная и чёрная ольха , также однородный и вязкий материал, хорошо поддаётся обработке и слабо коробится.
Осина — менее распространённая, но также хорошо подходит для резьбы. Имеет серебристый светящийся окрас и обладает всеми качествами пригодными для резьбы.
Тополь обладает схожими с липой свойствами, но легко скалывается. Эта древесина подходит только для крупнорельефной резьбы.
Дуб является традиционным материалом для резьбы. Имеет плотную, однородную и прочную структуру. Твёрдая и ломкая древесина сложно поддаётся обработке и подходит для работы только опытным мастерам. Из дуба изготавливают крупные декоративные элементы и накладки. Он хорошо полируется и окрашивается.
Орех хорошо подходит для выполнения тонкой резьбы. Он легко режется во всех направлениях и не даёт сколов. Из ореха выполняют мебель и высокохудожественные резные изделия.
Груша имеет высокую твёрдость и отлично обрабатывается и не коробится. Она легко и чисто режется, хорошо окрашивается. Из груши делают сувениры с рельефной резьбой и резные детали мебели.
Клён чисто и без сколов режется, имеет твёрдую структуру, отлично окрашивается. Клён применяют в токарных и мозаичных работах.
Материал, заготовленный для резьбы, раскраивается и доводится на рейсмусовых или фуговальных станках. Большое влияние имеет вид среза доски. При радиальном срезе заготовка меньше коробится, но при этом резьба выходит не такой выразительной. Для небольших деталей лучше использовать тангенциальный разрез.
Думаю, что если хочется поучиться вырезать по дереву, то для начала всё же лучше выбрать более мягкое дерево. У нас в Сибири очень часто для этой цели используют древесину кедра. Режется она очень хорошо, да и фактура самого дерева красивая. Так что советую.
Материал
Для резьбы по дереву применяют разные породы древесины. Выбор той либо другой породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.
Из лиственных пород деревьев зачастую для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, немного подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не применяют для изготовления мебели, следственно ее использование ограничено мелкими бытовыми изделиями.
Древесина ольхи также легко режется, немного коробится, отменно воспринимает отделку и имитируется под другие породы, скажем под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.
Красивый материал для резьбы - древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется сложнее, но качество резьбы отменнее. Древесина березы отменно окрашивается и отделывается. Ее недочеты - способность легко поглощать и отдавать влагу, а также наклонность к короблению и растрескиванию, что не дозволяет использовать ее в огромных изделиях. Из березы дозволено делать убыточные резные украшения и детали мебели и других изделий.
Для резьбы на мелких изделиях - посуде, сувенирах - применяют древесину тополя и осины.
Дуб издавна использовали для огромных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу трудна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и наклонности скалываться, но дюже колоритна и декоративна.
Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает поменьше сколов, потому что она больше однородна. Бук отменно окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Используют бук в основном для мелких резных работ.
Древесина ореха - отличнейший материал для резных работ. Она восхитительно режется во всех направлениях, редко скалывается и дозволяет исполнять самую точную резьбу. Древесина ореха классно отделывается и исключительно полируется. Ее применяют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для убыточной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий мелких форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.
Для мелких изделий, украшаемых резьбой, применяют и больше редчайшие породы древесины: яблоню, черешню и т.д.
Из хвойных пород для резьбы используют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба огромная, следственно неровность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.
Ель режется легче сосны, но у нее огромнее сучков и она дюже твердая, следственно она реже используется для резьбы.
Для резьбы нужно использовать высококачественную древесину,